Два Ринга Георгия Свиридова

Георгий Иванович Свиридов — человек удивительный. И не только потому, что в свои 82 года он выглядит гораздо моложе многих сверстников, а глаза его по-прежнему источают и жизненную умудренность, и молодой задор одновременно. Удивительна сама судьба этой незаурядной личности, которая впитала в себя почти все противоречия века ушедшего.

СПРАВКА

Свиридов Георгий Иванович, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры России, лауреат девяти литературных премий СССР и России, классик военно-приключенческой литературы, автор двух десятков романов, которые переведены на 30 языков мира, общий тираж книг около 5 млн. экземпляров. Первый лауреат литературной премии Минобороны (роман «Победа достается нелегко», который признан лучшей книгой об армии, и КГБ (роман «Стоять до последнего» о разведчике Игоре Миклашенко). Мастер спорта СССР по боксу, судья всесоюзной категории, первый президент Федерации бокса СССР, которую он с перерывом возглавлял с 1960 по 1986 годы.

Родословная Георгия Ивановича Свиридова, которой он заслуженно гордится, идет от запорожских и донских казаков. Тех самых, часть которых после разгона Екатериной Il Запорожской Сечи ушла на Дон, а другая — на Кубань. Его дед Григорий Свиридов был есаулом в составе Донского казачьего полка и брал Пловдив. За героизм на полях сражений Первой мировой его отец, Иван Свиридов, был награжден Георгиевским крестом. После революции он перешел на сторону большевиков. Но в 1937 году его расстреляли. Никаким врагом советской власти он, естественно, тогда не был. Но что такое быть сыном врага народа, Георгий Свиридов испытал на себе в полной мере. Когда он решил поступить в Ташкентский госуниверситет, то его не приняли ни на дневное, ни на вечернее отделение.

В годы репрессий семья была сослана в Среднюю Азию в Наманган. Здесь Георгий Свиридов, по его признанию, познал великое понятие: интернационализм. Среди его друзей были узбеки и украинцы, и выселенные с Дальнего Востока корейцы, а в войну — немцы из Поволжья, крымские татары… Здесь же юный Георгий начал активно заниматься спортом: сначала легкой атлетикой, потом гимнастикой. Однако все перевесил бокс.

И дело шло к тому, что бокс станет главным дело его жизни. В 1948 году стал чемпионом Средней Азии, однако на первенстве Узбекистана в том же году Георгий проиграл Айзеку Зисману. Причем Георгий Иванович до сих пор уверен, что его откровенно засудили.

Как часто бывает у молодых, неудача, по словам Георгия Свиридова, «огорчила его».

По иронии судьбы, это огорчение вылилось в стихи, которые были опубликованы в областной газете. Это уже было определенное признание. Потом были написаны еще стихи, которые начинающий поэт отправил в Литературный институт в Москву. Неизвестно, как сложилась бы судьба Георгия Свиридова, если бы его первые поэтические шаги, не были бы оценены Николаем Тихоновым — известным в то время поэтом и одновременно председателем комиссии по Сталинским премиям при Совете Министров СССР. Видимо, не без его участия Георгий Свиридов стал студентом. Он учился в семинаре, которым руководили маститые поэты Владимир Луговской и Сергей Наровчатов.

В 1960 году Свиридов закончил Литературный институт. «Шел» он, как говорится, по поэзии, потому что уже вышло два сборника его стихов. И здесь вмешался Его Величество Случай, который в определенной степени определил всю дальнейшую творческую судьбу Георгия Ивановича. Он прочитал повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», которая произвела на молодого литератора сильное впечатление. Родился замысел романа «Ринг за колючей проволокой».

«Над романом я работал запоем, — вспоминает Георгий Свиридов. — Машинки не было. Писал от руки, а почерк у меня корявый. Отдавал на перепечатку машинистке».

Роман вышел в течение года три раза общим тиражом 300 тысяч.

Это был успех. Свиридов сразу стал известным прозаиком. Это и определило его дальнейшую судьбу. В 1960 году стала создаваться Федерация бокса взамен Всесоюзной секции бокса при Госкомитете по физкультуре и спорту СССР. Созвали учредительную конференцию. В лучших традициях тех времен спортивными чиновниками на должность президента создаваемой Федерации был подобран человек, который не имел к боксу никакого отношения, но который имел хорошие связи во властных структурах. Чтобы соблюсти демократические принципы, ведущий конференции спросил у зала: «Если ли у кого-либо альтернативные кандидатуры?». Раздались голоса: «Есть! Давайте выберем Георгия Свиридова! Он — мастер спорта, известный писатель». Стали голосовать.

Какое же было удивление спортивных чиновников, когда за Свиридова проголосовали почти 90% делегатов. Организаторы провели повторное голосование и опять с тем же результатом.

Спортивные функционеры результаты голосования были вынуждены принять. Думали, что поставят перед новым президентом такие задачи, что он с ними не справится, Тогда и можно будет его сменить. А задача была действительно грандиозная — победить американцев, которые в то время доминировали в мировом боксе. Задача казалась невыполнимой, но Георгий Свиридов, главный тренер сборной страны по боксу Виктор Иванович Огуренков, все тренеры, сами боксеры ее решили.

Американцев били и весьма успешно. С 1969 года стали проводиться матчи боксеров СССР и США. Из 22 матчей, проведенных в период 1969-1990, 17 матчей выиграли боксеры СССР, в трех матчах победили боксеры США. Два матча закончились вничью. Общий счет официальных встреч — 162:89 в пользу СССР!

Били мы не только американцев. В то время за сборную выступала целая плеяда выдающихся боксеров — Виктор Агеев, Борис Лаryтин, Станислав Степашин, Борис Никаноров, Игорь Высоцкий, Евгений Горстков, Вячеслав Лемешев, Дан Позняк, Владимир Сафронов, Олег Григорьев…

В 1965 году в Берлине советская команда установила своеобразный рекорд, завоевав на чемпионате Европы 8 золотых медалей из 10! Впервые команда заявила о себе в 1964 году на Олимпийских играх в Токио, где мы впервые победили американцев. Тогда лучшим боксером мира был признан Валерий Попенченко. После этих игр кубинский лидер Фидель Кастро обратился к нам с просьбой помочь в развитии бокса в республике. Мы им помогли и теперь кубинцы являются нашими основными соперниками на всех крупных международных соревнованиях.

2006, Приезд легендарного кубинского боксера Теофило Стивенсона,

«Те годы, — вспоминает Георгий Иванович, — вошли «золотым десятилетием» в историю отечественного бокса, а своеобразные рекорды тех лет не повторены до сих пор: сборная команда Советского Союза на всех чемпионатах и Олимпийских играх одерживала победы над сборными Европы и мира!». Так складывалась отечественная школа бокса!

Как вспоминает Георгий Свиридов, были приняты важные решения по развитию бокса, революционно изменили правила соревнований. Так, в бое юношей после первого нокдауна обоих спортсменов удаляли с ринга, в поединке взрослых бой прекращался после трех нокдаунов. Открылись опорные пункты олимпийской подготовки боксеров в Донецке, Караганде, Ереване и других промышленных центрах. Страну поделили на восемь спортивных зон, был поднят статус тренеров, в том числе и улучшено их материальное положение. Было принято постановление, определяющее, что в сборную попадают боксеры, занявшие призовые места на первенстве страны (до этого существовала практика, что партийные руководители национальных республик просили включить в сборную своих спортсменов, несмотря даже на то, что их уровень не соответствовал требованиям, предъявляемым членам сборной страны).

Одновременно из-под пера Георгия Свиридова все чаще стали появляться новые книги: «Рядовой Коржавин», «Последний раунд», «Стоять до последнего», «Дерзкий рейд», «Приговоренные к бессмертию», «Охотники за алмазами»… Первая книга романа «Стоять до последнего» была издана московским <Современником> в 1975 году. Затем ее переиздали в Финляндии, Чехословакии, во Вьетнаме. Полностью роман о советском боксере и разведчике Игоре Миклашове, действовавшем на территории врага (прототипом героя был разведчик Игорь Миклашевский — сын актрисы Августы Леонидовны Миклашевской, которой Сергей Есенин посвятил ряд стихотворений), вышел в издательстве «Московский рабочий» в 1980 году, а спустя четыре года им же был переиздан.

Даже уйдя с председательского поста, Георгий Свиридов продолжал дружить с боксерами и всячески поддерживать их. Они платили ему взаимными дружескими чувствами. Георгий Иванович показывал мне боксерские перчатки, подаренные ему известными спортсменами с их автографами. Свиридов пожизненно является почетным президентом Федерации бокса России.

Мало известно и о такой деятельности Георгия Свиридова. В начале 70-х годов в стране стали появляться первые секции каратэ. Поскольку власти каратэ за вид спорта не признавали, более того, считали его проводником «буржуазного влияния», то все тренировки проводились подпольно.

Естественно, что большинство секций находились под присмотром сотрудников КГБ, которые вполне искренне не знали, что с этими восточными единоборствами делать, кроме того, что их следует запретить. Что, кстати, не мешало самим правоохранительным органам привлекать некоторых специалистов по этим единоборствам к тренировкам своих сотрудников. Идеология — идеологией, а эффективность того же каратэ была очевидной.

В 1986 году Георгий Свиридов становится лауреатом премии КГБ. А через год в Ухте должен был пройти подпольный чемпионат страны по каратэ. На него был приглашен и Свиридов, поскольку многие боксеры, которые его знали, ушли в каратэ. Свиридов приехал в Ухту и явился перед светлыми очами местного начальника управления КГБ, подарил ему свою книгу. Они поговорили. Георгию Ивановичу удалось не только убедить того не вмешиваться в чемпионат, но и поехать туда и принять участие в церемонии награждения победителей. Чемпионат прошел успешно.

Но в Москве Свиридова вызвал к себе отвечающий за идеологию в ЦК партии Александр Яковлев и устроил ему разнос. Ситуацию несколько разрядила поездка Михаила Горбачева в Пекин. Поэтому когда в Спорткомитет СССР пришло приглашение из Китая на Всемирный конгресс по ушу, вспомнили, что восточными единоборствами интересуется Свиридов. Ему — единственному представителю нашей страны — оказали на конгрессе всевозможные почести: пригласили в президиум, предоставили слово для выступления. Свиридова свозили в древние монастыри, где монахи культивируют ушу и цигун. На родину Георгий Иванович вернулся уже в качестве члена Правления Всемирный Федерации цигун.

В 1989 году в газете «Правда» появилась статья Георгия Свиридова «Ушу покидает подвалы». Реакция была незамедлительной: заместитель председателя КГБ Пирожков вызвал к себе Свиридова. Состоялся любопытный разговор:

Пирожков: Сколько человек у нас занимается ушу?
Свиридов: Тысяч пятьдесят.
Пирожков (удивленно): Это же три дивизии!
Свиридов: Так неужели для вас не важно, на чьей они будут стороне?

После этого ушу получило в нашей стране «зеленый свет». Георгий Свиридов создал Федерацию ушу СССР, был ее первым президентом, провел первые соревнования и, таким образом, способствовал снятию запретов со всех видов восточных единоборств.

Продолжает Георгий Свиридов и свою литературную работу: пишет, переводит с других языков, подготовил к изданию собрание сочинений в семи томах, в которое вошли наиболее известные романы и повести, неоднократно издававшиеся в нашей стране и за рубежом. Издал увлекательную книгу по… астрологии, которой он, как и всем остальным, занимается профессионально.

Пишет новый роман, посвященный последним дням обороны Севастополя. Георгий Свиридов убежден, что надо показать, что Севастополь является нашим городом. Его защищали люди разных национальностей, и город стал символом мужества советских людей и Победы.

Главный герой произведения боксер, в книге много документальных фактов. Это будет вторая книга poмана «Чемпион флота», который уже выдержал три издания. «Конечно, — сетует Георгий Иванович, — по сравнению с прошлым, когда книги печатались тиражами 100-200 тысяч и более, нынешние тиражы малы. Но для меня главное, что люди читают мои книги».

Внимательно Георгий Свиридов следит и за тем, как у нас в стране идет становление профессионального бокса. Он гордится тем, что в мировом профессиональном боксе спортсмены из бывших республик СССР завоевали чемпионские пояса: украинцы братья Кличко, россияне Николай Валуев, Александр Поветкин, Олег Маскаев, Костя Цзю, белорус Сергей Ляхович, узбек Руслан Чагаев. Традиции отечественного бокса, в становлении которых немало сделал и Георгий Свиридов, дают свои плоды.

«Мысль материальна. Какой вы свою жизнь задумаете такой она и будет», — сказал мне на прощание Георгий Свиридов. Человек, который всей своей жизнью доказал правоту этой истины.

Журнал «Офицерское Собрание» июль 2009 г.
Владимир Семиряга
фото из архива Г.Свиридова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!