Чемпион-разведчик

(история знакомства Г.И.Свиридова с прославленным разведчиком Игорем Миклашевским)
без грифа «секретно»
Сорок лет назад, в мае 1963 года, когда в Москве проходил чемпионат Европы по боксу, ко мне обратился не знакомый прежде тренер из Долгопрудного:
– Вы автор романа «Ринг за колючей проволокой», я хочу с вами встретиться, у меня тоже сложная судьба.

Так я познакомился с легендарным советским разведчиком Игорем Леонидовичем Миклашевским. Он стал прототипом главного героя моего романа «Стоять до последнего». У романа тоже была непростая история: рукопись сначала несколько лет пролежала на Лубянке, а когда наконец вышла – хотя и с купюрами, – была удостоена престижной литературной премии КГБ СССР. Только сравнительно недавно – 14 февраля 1997 года – «Российская газета» в сенсационном материале «Вожди народов – под прицелом» рассекретила тайную операцию, как готовилось покушение на Гитлера.

…Свои главные надежды группа генерала Судоплатова возлагала на Игоря Миклашевского. Молодой разведчик в декабре 1942 года «сдался» немцам и «работал» на них. Его задание состояло в том, чтобы с помощью Ольги Константиновны Чеховой «выйти» на Гитлера и уничтожить его. В 1921 году актриса Чехова уехала из России в Германию, где снималась в кино и сделала блестящую карьеру. Особо высоко ее ценил Герман Геринг. По словам Судоплатова, Чехова была «надежным сотрудником и важным источником информации для советской секретной службы, ее лично «вел» сам Берия…».
После тщательного изучения окружения фюрера, проработки различных вариантов выхода на него при подборе кандидатуры на роль исполнителя этого ответственного задания остановили выбор на Миклашевском. Он не был кадровым разведчиком. Но по всем параметрам подходил на эту роль: мастер спорта по боксу, один из сильнейших мастеров кожаной перчатки столицы, владел немецким языком, исполнительный, дисциплинированный. Сын известной московской артистки Августы Миклашевской, той самой, которой посвятил многие стихи Сергей Есенин, он с детских лет был знаком с артистической богемой…
Зима 1942-го. Ленинград в блокаде. Зенитная батарея сержанта Миклашевского день и ночь отражает яростные натиски пикирующих бомбардировщиков.
И вот из Москвы спецрейсом через линию фронта в осажденный Ленинград прилетает генерал Ильин – за сержантом Миклашевским.
Через три дня Игорь Миклашевский был доставлен в Москву. Начались тщательная и скрупулезная подготовка, отработка легенды, длительные изнуряющие тренировки. Но о конкретном задании пока ни слова. Он знал только, что ему предстоит длительное время находиться в глубоком тылу врага, завоевать его доверие, а главное – выступать на ринге. На любых соревнованиях. Добиться, чтобы его фамилия появилась в прессе. Тогда его найдут наши люди, и он получит указание о своей дальнейшей деятельности. Настало время, и на севере Франции, в портовом городе Булонь-сюр-Мер, солдат ост-легиона Игорь Миклашевский при первой возможности вышел на ринг, хорошо заявил о себе и стал известен в кругу профессиональных боксеров. О его поединке с чемпионом Франции в газетах появилась информация. Из Берлина пришел приказ: откомандировать в столицу. С ним провели беседу в особом отделе Главного управления имперской безопасности, и он понял, что его взяли под свою опеку люди, которые в столице рейха занимают высокое положение и пользуются большими правами.
Он вышел на своих. Выполнил ряд заданий, проявив себя с лучшей стороны.
В 1943 году, летом, после поражения под Сталинградом, в Германии для поднятия духа был проведен официальный чемпионат Европы по боксу. На нем блестяще выступил Миклашевский. На соревнованиях присутствовал знаменитый боксер Макс Шмелинг – чемпион мира в тяжелом весе, гордость нации и любимец фюрера. Ему очень понравился русский боксер, он приблизил его к себе, стал опекать. Перед Миклашевским открывались широкие возможности для реализации операции чрезвычайной важности.
Но в ходе войны наступил перелом. Сталин вызвал на дачу в Кунцево генералов Судоплатова и Меркулова и, к удивлению обоих, неожиданно отменил операцию. Сказав: «Этого не надо делать», он раскрыл свои соображения. Пока жив Гитлер, исключены переговоры Берлина с западными столицами о сепаратном мире. Живой Гитлер в новых условиях становился для нас своего рода гарантом сохранения антигитлеровской коалиции.
Перед Миклашевским после этого были поставлены другие весьма важные задания, с которыми он успешно справился.
В конце 1944 года разведчику удалось ликвидировать предателя Блюменталь-Тамарина. Но гитлеровская контрразведка напала на его след. Началась погоня. В Бельгии, под Брюсселем, его настигли в поезде. Игорь спрыгнул на ходу, бросился бежать в сторону леса, но его достали автоматными очередями.
Через три дня бельгийским крестьянам велели похоронить убитого. Однако один из них приложил лезвие ножа к носу Миклашевского, и оно запотело: живой! Раненого переправили в лес, к бельгийским партизанам. Те переодели его в форму немецкого капитана, ликвидированного накануне, и подбросили тело немцам.
Очнулся Миклашевский в Париже, в крупнейшем военном госпитале, где светила немецкой медицины провели ряд сложных операций и спасли жизнь советскому разведчику. Когда тот поправился и смог самостоятельно ходить, главный врач сообщил ему «приятную» новость:
– Я разыскал и вызвал из Германии вашу жену. Завтра она приезжает в Париж!
Ему удалось покинуть охраняемый госпиталь на машине-мусоровозе. Присоединился к французским патриотам, участвовал с ними в боевых операциях.
После окончания войны сотрудники посольства СССР в Париже помогли Миклашевскому выехать на родину.
В Москву он прибыл под вечер, идти на Лубянку было уже поздно, и Миклашевский на радостях с бутылкой шампанского и цветами пошел к генералу Ильину. Дверь открыла заплаканная мать генерала: Берия расправился с Ильиным и Судоплатовым: оба коротают срок в Сибири, и она даже не знает, живы ли они.
Судьба и на этот раз уберегла Игоря Миклашевского. Он «залег на дно» и почти два десятилетия проработал скромным тренером по боксу.
В годы Хрущевской «оттепели» оба генерала были полностью реабилитированы, восстановлены во всех правах. Игорь Миклашевский был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
К сожалению, до наших дней герой моего рассказа не дожил.
Георгий СВИРИДОВ,
писатель, ветеран
Отечественной войны
28 мая 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!